Для многих россиян ипотека – это единственная возможность купить квартиру или дом. Однако её получение накладывает обременение на приобретенную недвижимость. О том, что какие условия необходимо выполнить для его снятия и как необходимо действовать, – смотрите далее.
Суть и необходимость процедуры
Чтобы снять обременение с квартиры или дома необходимо полностью погасить ипотечный кредит, включая начисленные проценты. Это позволит беспрепятственно распоряжаться недвижимым имуществом: продавать его, обменивать, а также дарить.
Обременение с квартиры снимает территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Однако он действует только на основании заявления, направленного собственником жилья в МФЦ.
Регистрационная запись об ипотеке и введения в отношении недвижимого имущества обременения содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Уточнить, применено ли в отношении вашего жилья ограничение, вы можете online на сайте Росреестра, а также заказав выписку из ЕГРН.
Пошаговое руководство как снять обременение
Первое, что необходимо сделать для снятия обременения – полностью погасить задолженность перед банком, выдавшим ипотеку. Приобретенная недвижимость находится у кредитной организации в залоге, а потому в случае невыплаты основного долга и начисленных на него процентов, она будет передано в счет их погашения.
Шаг №1 – посещение МФЦ
Прием в многофункциональных центрах ведется по предварительной записи либо в порядке «живой» очереди по электронным талонам. Для записи вы можете воспользоваться официальным сайтом территориального МФЦ, если в вашем регионе предусмотрена такая возможность.
Следующий способ записи – по единому телефону горячей линии либо контактному номеру определенного отделения. Например, предварительная запись на прием в Санкт-Петербурге доступна по номеру: +7 (812) 573-90-00.
Шаг №2 – предоставление документов по списку
Для снятия обременения с квартиры необходимо сдать на рассмотрение пакет документов в выбранный многофункциональный центр.
Предоставляется:
- Заявление. Бланк выдается в МФЦ, заполняется вручную. При необходимости сотрудник отделения проконсультирует по возникающим вопросам. Образец бланка заявления на снятие обременения представлен на нашем сайте.
- Паспорт РФ. Если у обремененной недвижимости несколько собственников, то предоставляются паспорта каждого из них.
- Закладная. Она выдается банком и должна содержать отметку о полном погашении ипотечного кредита.
Обратите внимание! Совместное заявление залогодержателя (сотрудника банка, действующего по доверенности) и залогодателя (получателя ипотеки) потребуется при отсутствии закладной, её передаче в депозитарий для хранения, а также при её оформлении в электронном формате в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.11.2017 №328-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ при погашении регистрационной записи об ипотеке на выданной закладной проставляется штамп «Погашено», но выдается обратно заявителю только в том случае, если он сообщит об этом специалисту МФЦ. После оказания услуги Росреестр «по умолчанию» закладную не возвращает.
Шаг №3 – получение результата
Подавая заявление и пакет необходимых документов, сотрудник МФЦ выдает расписку. Она содержит планируемую дату погашения записи об ипотеке и внесении изменений в ЕГРН, а также полный перечень предоставленных документов.
Вы можете уточнить статус обработки вашего заявления, позвонив по телефону горячей линии МФЦ и сообщив порядковый номер выданной расписки. Например, в Москве проверка доступна по номеру: 8 (800) 550-50-30.
При повторном визите в МФЦ вам будет выдано уведомление, подтверждающее погашение регистрационной записи об ипотеке и внесение изменений в ЕГРН. Если вы хотите получить официальный документ, необходимо заказать актуальную выписку из реестра недвижимости.
Способы подачи документов
Процедура снятия обременения начинается с момента подачи заявления и документов на рассмотрение. Возможные способы:
- Личное обращение. Вы можете обратиться в любое отделение МФЦ, вне зависимости от места вашего проживания и адреса, по которому расположена квартира.
- Почтовое отправление. Документы направляются в отделение Росреестра письмом с объявленной ценностью, описью и уведомлением о вручении. Подпись заявителя необходимо удостоверить у нотариуса. МФЦ документы почтой не принимает.
- Через представителя. В этом случае к перечню документов прилагается нотариальная доверенность и паспорт доверенного лица.
Вы можете выбрать любой удобный для вас способ подачи документов.
Сроки и стоимость оказания услуги
Процедура снятия обременения занимает 3 дня.
Однако учитывайте, что МФЦ – это посредник между заявителем и Росреестром, а потому они обязаны переслать документы. В среднем, срок оказания услуги может достигать 10-14 суток.
Снятие обременения с квартиры по ипотеке в МФЦ – бесплатная процедура.
Плата вносится только при получении выписки из ЕГРН, в которой будут отсутствовать сведения об ограничении. Её размер – 400 руб. (на бумажном носителе) и 250 руб. (в электронном формате) в соответствии с приказом Министерства экономического развития России от 10.05.2016 №291.
КБК на государственную пошлину за получение выписки из ЕГРН в 2019 году 321 1 13 01031 01 8000 130.
Частные случаи
Чтобы снять обременение с квартиры в МФЦ, достаточно следовать вышеприведенному руководству. Однако могут возникать частные случаи, требующие отдельного рассмотрения.
Военная ипотека
Главная особенность военного ипотечного кредитования заключается в том, что приобретенное недвижимое имущество находится в залоге не только у банка, но и ФГКУ «Росвоенипотека». Залог в пользу государственного учреждения снимается, если военнослужащий достиг 20-летнего периода выслуги, но не в автоматическом порядке.
При наступлении этой даты участнику накопительно-ипотечной системы необходимо направить заявление в ФГКУ «Росвоенипотека» (в Министерство обороны Российской Федерации подается рапорт в соответствии с приказом Минобороны России от 24.04.2017 №245). Срок рассмотрения заявления – 30 дней, затем оно перенаправляется в Росреестр для внесения изменений в записи ЕГРН.
Обратите внимание! Ограничение в пользу Российской Федерации снимается не ранее окончательной выплаты ипотеки.
Если военнослужащему необходимо получить право полного распоряжения квартирой, приобретенной в ипотеку (например, для заключения договора купли-продажи), он может снять обременение до достижения даты 20-летнего периода выслуги. Для этого необходимо полностью погасить ипотеку с начисленными процентами, получить закладную и обратиться в МФЦ с полным пакетом документов.
Ипотека с привлечением средств материнского капитала
Снятие обременения по ипотеке в МФЦ, если квартира была приобретена с использованием средств материнского капитала, не имеет особенностей. Залогодержателем выступает только банк, но не Пенсионный фонд России, поэтому правила погашения сохраняются: необходимо полностью погасить ипотечный кредит, подготовить набор документов и подать их вместе с заявлением в МФЦ.
Ипотека в долевой или общей совместной собственности
Если квартира находится в долевой либо общей совместной собственности, снятие обременения допускается только после полной выплаты задолженности. Невозможно снять ограничение только с определенной доли (например, 1/2 недвижимого имущества).
Подавая заявление на снятие обременения с квартиры при долевой или общей совместной собственности, необходимо приложить к нему паспорта всех собственников. В остальном, порядок действий и сроки остаются прежними.
Причины отказа в снятии обременения
Снять обременение с квартиры могут заемщики, полностью оплатившие задолженность перед банком и предоставившие в МФЦ полный набор документов. Если эти условия выполнены, сотрудник отделения либо Росреестра не может отказать в снятии ограничения.
В приеме документов на устранение обременений с недвижимого имущества в МФЦ могут отказать при наличии одной или нескольких причин:
- неправильно оформленное заявление,
- предоставление документов, сведения в которых не соответствуют действительности.
Если вы считаете, что отказ в приеме документов незаконный, оставьте жалобу в МФЦ. Срок её рассмотрения, в зависимости от основания, достигает 15 дней.
Получение бесплатной консультации юриста
Если Вы считаете, что получили неправомерный отказ в оказании услуги в МФЦ или же просто попали в ситуацию, требующую оказания юридической помощи, заполните приведенную ниже форму или обратитесь с вопросом в онлайн-консультанте, и мы постараемся Вам помочь.
Внимание! При обращениях рассматриваются только вопросы СТРОГО ЮРИДИЧЕСКОГО характера (отказ в услуге, сложные случаи, другие гражданско-правовые ситуации, даже НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫЕ С МФЦ). Специалисты НЕ КОНСУЛЬТИРУЮТ по вопросам, связанным с порталом ГОСУСЛУГИ, а также по режиму работы, месту нахождения, порядке электронной записи и готовности документов в МФЦ.