Приватизация квартиры через МФЦ – универсальный способ оформить государственную собственность в частную. В многофункциональном центре клиенты могут получить сразу несколько видов услуг, что существенно экономит время всей операции.
Основные принципы приватизационного процесса
Приватизация подразумевает передачу муниципальной (ведомственной) жилплощади в собственность проживающих на ней граждан. Согласно законодательству РФ эта процедура обладает следующими принципами:
- бесплатность (каждый человек может безвозмездно приватизировать квартиру или комнату, при этом он оплачивает только государственную пошлину и некоторые необходимые справки);
- однократность (совершеннолетний гражданин РФ может только один раз в жизни оформить на себя муниципальную недвижимость, для детей возможно попущение: можно приватизировать жилье один раз до достижения 18 лет и один раз после);
- добровольность (каждый человек может отказаться от приватизации, это допустимо и для коммуналок).
Суть услуги и её результаты
В результате бесплатной приватизации могут получиться следующие формы собственности:
- индивидуальная (возникает в том случае, если недвижимость зарегистрировали на одного человека, а все остальные отказались от своих прав в его пользу, либо их вообще не было, а гражданин изначально проживал в объекте один);
- долевая (в этом случае комнаты в коммуналке приватизируются по отдельности, а в документах указываются реальные доли, принадлежащие тому или иному собственнику);
- общая долевая (возникает, если жильцы коммуналки не могут определить доли, тогда доли признаются равными по 234 ст. ГК РФ);
- общая совместная (при этом отдельные доли в помещении вообще не выделяются, применяется в отношении несовершеннолетних детей и супругов).
Документы для приватизации через МФЦ
Полный комплект документов для приватизации – необходимое условие для получения этой государственной услуги. Перед записью на прием к специалисту МФЦ следует собрать все необходимые справки. Лучше позаботиться и о дополнительных бумагах, ведь при рассмотрении дела регистраторами могут понадобиться иные сведения.
По закону обязательные документы для приватизации квартиры:
- заявление на приватизацию;
- паспорта или свидетельства о рождении и согласившихся на оформление собственности, и отказников;
- договор социального найма;
- единый жилищный документ;
- кадастровый паспорт квартиры;
- выписка ЕГРН;
- справка о том, что никто из заявителей ранее не приватизировал недвижимость (неактуально, если человек не снимался с регистрационного учета после 1991 года);
- оформленный договор приватизации.
В зависимости от ситуации к обязательным документам добавляются следующие бумаги:
- справка ИФНС;
- разрешение опекунских органов (для квартир с несовершеннолетними и недееспособными жильцами);
- документы, подтверждающие выписку из квартиры (справка №6, листок убытия, штамп о снятии с регистрационного учета в паспорте);
- свидетельство о браке или его расторжении;
- нотариальное заявление гражданина о том, что он не состоит в браке;
- справка о смене фамилии.
Лучше подать их сразу, не дожидаясь запроса из Росреестра.
Договор приватизации
Договор приватизации – это основной документ, на основании которого и происходит передача муниципальной недвижимости в частную собственность. Он двухсторонний, заключается между муниципалитетом (наймодателем) и ответственными нанимателями. Срок заключения такого договора должен составлять не более 60 дней.
Подписание этого документа – главный момент во всей приватизационной сделке. Один экземпляр договора должен всегда находиться на руках у собственника объекта для подтверждения его прав.
Поэтапное описание процедуры и отдельных частных случаев
Подача документов
При необходимости каждый клиент может лично обратиться в МФЦ и пройти процедуру приватизации в реальном режиме. Для этого ему необходимо выбрать многофункциональный центр и явиться в него в любое время с 8 утра до 8 вечера. Прием документов занимает от 15 до 30 минут, примерно на этот промежуток и следует ориентироваться при выборе времени посещения, опыт со скоростной подачей заявления за 5 минут до закрытия ставить не надо. Лучше записаться заранее на сайте, но электронная очередь для приема граждан также предусмотрена.
Если у гражданина не получается приехать в многофункциональный центр того населенного пункта, где находится недвижимость, то можно обратиться в МФЦ своего города. Если сотрудники будут отказывать в приеме документов, необходимо попросить оформить письменный официальный отказ. Обычно после этого операторы берут бумаги, но сроки оформления в этом случае могут затянуться.
В МФЦ следует явиться всем гражданам, которые планируют приватизировать недвижимость. Детей должны сопровождать родители или опекуны. При невозможности личного присутствия гражданин может определить вместо себя представителя, выписав перед этим нотариальное разрешение на проведение приватизационных мероприятий.
Письменные отказы, если таковые были получены при прошлых обращениях, также подаются вместе с остальными документами. Разрешение на приватизацию граждане подтверждают своей личной подписью под заявлением.
После приема всех документов МФЦ передает их в регистрирующий орган, запуская процесс переоформления недвижимости. Стандартно по регламенту росреестра он должен длиться не более 30 дней. Отслеживать готовность сделки можно специальному номеру, который присваивается для каждого обращения в МФЦ.
Стоимость приватизации
Сама приватизация относится к бесплатным государственным услугам, но гражданам все равно требуется оплатить госпошлину и некоторые справки. Причем размер выплат не меняется в зависимости от формы подачи документов.
Приватизация квартиры через МФЦ подразумевает следующие траты на:
- госпошлину (1000 р. с каждого участника);
- справки о неучастии в приватизации (от 500 р. в зависимости от региона);
- доверенность на приватизацию (от 500 р. по образцу у нотариуса);
- кадастровые бумаги (от 1500 р.);
- выписку ЕГРН (ее стоимость равна 350-750 р. в зависимости от формы предоставления документа).
Приватизация квартиры с участием детей
Каждый ребенок должен знать свои права. Например, что он может приватизировать муниципальную квартиру, в которой постоянно зарегистрирован. При этом его доля соответствует долям взрослых участников процесса. Несовершеннолетний может два раза участвовать в приватизации: до 18 лет и после. Если в муниципальном жилье рождается ребенок, то договор соцнайма менять не надо, младенца просто записывают в ордер.
Отказаться от приватизации у ребенка не получится даже в случае переезда в другой город. Его присутствие в МФЦ во время приема документов вместе с родителями (опекунами) обязательно. При этом согласие органов опеки на операцию не требуется.
Особенности приватизации доли
Удобнее всего приватизировать коммуналку сразу всем соседям вместе, но некоторые из них могут оказаться очередниками и откажутся оформлять недвижимость в собственность.
Тогда следует попробовать в судебном порядке разделить жилплощадь на два самостоятельных объекта и потом зарегистрировать свою долю без участия второго соседа. Но доли помещения должны выделяться в натуре, т.е. однушку частично не приватизировать, а вот с двушкой такой вариант возможен.
Подобная операция подразумевает оформление только своей комнаты, порядок пользования уборными, коридором и кухней определяется жильцами в индивидуальном порядке. Все действия для приватизации доли, начиная с выделения в натуре, можно зарегистрировать в МФЦ.
Особенности военной приватизации
Обычно военнослужащие проживают в квартирах по договору соцнайма, который оформляется между ними и Министерством обороны. Если семья военного решит обратиться в МФЦ для приватизации, ей могут отказать по следующим причинам:
- дом числится на балансе Минобороны и не имеет официального собственника;
- недвижимость не имеет кадастровой документации.
Эти и другие моменты затрудняют приватизацию квартиры военнослужащими. В этом случае целесообразнее всего обратиться в суд. Это увеличит сроки, но в судебном порядке военнослужащий сможет зарегистрировать собственность на свое имя.
Положительный результат госуслуги
Если в ходе проверок не будет выявлено никаких нарушений, то приватизация через МФЦ завершится переоформлением муниципальной недвижимости в частную собственность, о чем будет сделана соответствующая запись в реестре. Сейчас упразднена система выдачи свидетельств о регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому главным документом, подтверждающим владение объектом, в 2017 году является выписка ЕГРН.
Отказ и его вероятные причины
Основанием для отказа могут послужить:
- неполная комплектация нужных документов;
- несоответствие справок общепринятым требованиям;
- участие жильца в другой приватизации в совершеннолетнем возрасте;
- жилплощадь уже находится в частной собственности;
- выявление незаконных перепланировок;
- признание объекта аварийным.
Отказ в приватизации – довольно редкая форма ответа государственных служб, но она также случается. При таком исходе вам обязаны выдать уведомление в письменной форме. Мы рекомендуем обязательно проконсультироваться у юриста по каждому конкретному случаю неудачного исхода попытки приватизации.
Получение бесплатной консультации юриста
Если Вы считаете, что получили неправомерный отказ в оказании услуги в МФЦ или же просто попали в ситуацию, требующую оказания юридической помощи, заполните приведенную ниже форму или обратитесь с вопросом в онлайн-консультанте, и мы постараемся Вам помочь.
Внимание! При обращениях рассматриваются только вопросы СТРОГО ЮРИДИЧЕСКОГО характера (отказ в услуге, сложные случаи, другие гражданско-правовые ситуации, даже НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫЕ С МФЦ). Специалисты НЕ КОНСУЛЬТИРУЮТ по вопросам, связанным с порталом ГОСУСЛУГИ, а также по режиму работы, месту нахождения, порядке электронной записи и готовности документов в МФЦ.