С 2016 г. (с принятием нового регламента Минтруда № 14Н) подать заявление на назначение пенсионных выплат можно через МФЦ. Многофункциональный центр играет роль «связного» между гражданином и ПФР: принимает документы, проверяет правильность их заполнения, выдает готовый результат. В то же время процедура через МФЦ имеет ряд особенностей и ограничений.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО -
  • Санкт-Петербург и Лен. область -
  • Регионы РФ -

Виды пенсии, которые можно оформить в МФЦ

В МФЦ (офисе «Мои документы») можно оформить пенсию:

  • страховую и социальную — по возрасту, инвалидам и потерявшим кормильца;
  • накопительную, если средства формировались в ПФР;
  • по государственному пенсионному обеспечению (для сотрудников силовых ведомств, космонавтов, «чернобыльцев»);
  • федеральные доплаты до пенсионного прожиточного минимума.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р многофункциональные центры принимает заявления на назначение выплат не зависимо от адреса регистрации и местонахождения заявителя (по экстерриториальному признаку).

Большинство получателей выплат относятся к пенсионерам по старости. Это

  • мужчины старше 60 лет, женщины 55 лет с дальнейшим повышением возраста, начиная с 2019 г. на основании ФЗ № 350 от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»;
  • государственные гражданские служащие, достигшие 61,5 или 55,5 лет для мужчин и женщин соответственно (в 2019 году);
  • лица, имеющие право уйти на заслуженный отдых в 40–55 лет (работники добывающей, лесной, рыбной промышленности, летчики гражданской авиации, учителя, жители Крайнего Севера и др.);
  • граждане 65 (60) лет, претендующие на социальную пенсию, не имеющие достаточного трудового стажа или коэффициента.

Решение о назначении выплат принимает территориальное подразделение Пенсионного фонда РФ. В него можно обратиться через МФЦ.

Оформить пенсию через МФЦ во многом проще, чем непосредственно в Фонде. Офисы «Мои документы» открыты практически ежедневно в удобное для граждан время, тогда как приемные часы в ПФР ограничены. МФЦ более доступны территориально. Сотрудники Центров пошагово объяснят процедуру, помогут с заполнением бумаг, подскажут, как исправить ошибку. Их работа соответствует высоким стандартам обслуживания, принятым на федеральном уровне.

МФЦ не оказывают услуг по пенсионному обеспечению россиянам, которые выехали на ПМЖ за рубеж и не зарегистрированы на территории нашей страны.

Процедура оформления пошагово

В офисах «Мои документы», особенно в небольших населенных пунктах, просто прийти и получить обслуживание в порядке «живой» очереди бывает затруднительно. Необходима предварительная запись:

На правах рекламы
  • по телефону офиса «Мои документы» (как правило, в регионах существуют отдельные номера центров телефонного обслуживания, найти которые возможно в справочнике МФЦ на нашем сайте);
  • на сайте МФЦ (о способах онлайн-записи в центры можно узнать на нашем сайте);
  • через региональный портал Госуслуг;
  • в офисе. Сотрудник на стойке информации регистрирует цель обращения, ФИО заявителя и выдает ему талончик на ближайшую дату.

В назначенные день и время сотрудник Центра будет ожидать гражданина 15 минут. Стоит прийти заблаговременно.

Перечень документов и госпошлина

Какие документы потребуются, чтобы оформить пенсию в МФЦ:

  • заявление. Его можно скачать на нашем сайте, распечатать и заполнить заранее или попросить помощи у консультанта;
  • паспорт (для лиц без гражданства — ВНЖ, РВП);
  • СНИЛС;
  • заявление о выборе способа доставки пенсии;
  • документы, подтверждающие стаж — время работы, службы, ухода за ребенком или престарелым, нахождения за границей с дипломатическими, торговыми или культурными миссиями и др.;
  • документы с указанием дохода за 2001–2002 гг. или за любые 60 месяцев подряд до 2001 года для расчета ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента). Подойдут справки от работодателя или из архива;
  • документы, свидетельствующие о праве на досрочный выход на заслуженный отдых;
  • доверенность на представителя и его паспорт, если заявитель не обращается лично;
  • другие документы, подтверждающие особые обстоятельства.

Бланк заявления утвержден Приказом (Административным регламентом) Минтруда № 14Н от 19.01.2016. Получатель пенсии заполняет:

  • наименование территориального управления ПФР;
  • свои ФИО, номер СНИЛС, гражданство;
  • адреса по постоянной и временной прописке, фактическому нахождению;
  • телефон для отправки уведомлений и оперативной связи;
  • паспортная и биографическая информация;
  • данные о представителе;
  • тип выплат (пенсия по потере кормильца, инвалидности, по возрасту, страховая, государственная, накопительная);
  • сведения о других фактах биографических, семейных, об отношении к военной и гражданской службе, занятости, наличии и количестве иждивенцев и др.;
  • контрольный вопрос и секретное слово, которые будут использоваться заявителем в телефонном общении с сотрудником ПФР (необходимы для оперативного решения вопросов о назначении и размере пенсии);
  • перечень документов (их названия и реквизиты);
  • способ информирования (e-mail, телефон);
  • подпись, расшифровку и дату подачи.

Госпошлина за рассмотрение заявления на получение пенсии не взимается.

Сроки

ПФР принимает решение за 10 рабочих дней с даты получения всех обязательных документов. Оформление пенсии в МФЦ может занять до 16 рабочих дней: по 3 суток дается сотрудникам Центра на передачу заявки в Фонд и для выдачи результата гражданину.

Срок может быть увеличен, если гражданин подал документы о стаже или доходах до 2002 г. Их проверка приостанавливает оформление пенсии по старости и других выплат максимум на 3 месяца. Об этом заявитель получает СМС или уведомление на e-mail.

Пенсия назначается с момента приема заявления и документов, но не ранее возникновения права на нее.

Ожидание результата

Приняв заявление на оформление пенсии по старости и иных выплат, сотрудник МФЦ выдает гражданину расписку. Этот документ содержит:

  • номер заявки, по которому можно отслеживать статус обращения на сайте МФЦ;
  • дату приема;
  • перечень документов;
  • ФИО сотрудника, его подпись, печать.

Сотрудник МФЦ изготавливает копии документов, заверяет их подлинность и отправляет в ПФР.

ПФР создает макет пенсионного дела: проверяет все поданные документы, рассчитывает сумму, при необходимости вносит изменения в индивидуальный лицевой счет. Об успешном приеме заявления на оформление пенсии через МФЦ и результатах гражданин получает уведомления.

Исправление ошибок и уточнение пенсионного стажа

В заявлении гражданин указывает галочкой, согласен ли он получить пенсию и выплаты только по сведениям с индивидуального лицевого счета ПФР. Государственная информационная система (ГИС) пенсионного учета существует в РФ с 1997 г., но формируется она с начала 2000-х. Годы советского и постсоветского стажа часто «теряются», что уменьшает размер положенных выплат.

Для исправления ошибок в ГИС гражданин вправе подать документы, подтверждающие стаж и доходы до 2002 г. Среди них могут быть специфические бумаги, например архивные справки. Верность подачи и полноту информации в них сотрудник МФЦ проверять не будет. Он сформирует пакет и отправит его в ПФР.

При возникновении вопросов сотрудник Фонда связывается с гражданином по телефону. Если каких-то бумаг не хватает или надо исправить ошибки, заявитель приходит в МФЦ без предварительной записи, на ресепшене или через терминал получает талон для подачи дополнительных документов и становится в «живую» очередь. Как правило, для приема таких посетителей выделено отдельное окно.

Еще до назначения положенной пенсии стоит проверить состояние индивидуального счета и внести исправления заранее. В этом случае при обращении в МФЦ достаточно только заявления, паспорта и СНИЛС.

Частные случаи

Помимо выплат по старости через МФЦ возможно оформление пенсии по инвалидности и потерявшим кормильца. К основному пакету документов заявитель прикладывает бумаги, подтверждающие свои особые обстоятельства.

Пенсия по инвалидности

На эти выплаты имеют право инвалиды любых групп. При наличии стажа любой продолжительности назначают страховую пенсию, при отсутствии — социальную. К пакету документов заявитель подает выписку из заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Оформление пенсии по инвалидности не зависит от возраста гражданина. Однако выплаты назначаются на период присвоения группы и могут быть увеличены, уменьшены или отменены при изменении состояния здоровья. Статус инвалида подтверждают регулярно, как правило, раз в 1–3 года.

Пенсия по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца положена нетрудоспособным иждивенцам покойного гражданина — его детям, престарелым родителям, близким родственникам, которые полностью находились на его обеспечении, сиротам. При наличии у покойного трудового стажа оформляют страховые выплаты, в противном случае — социальные. Социальная пенсия назначается также несовершеннолетним детям умершего кормильца.

За малолетнего получателя пенсии в МФЦ обращается его законный представитель (родитель или опекун); подросток 14–18 лет может подать заявление сам. К общему пакету документов заявитель прикладывает:

  • свидетельство о смерти кормильца;
  • бумаги, подтверждающие родство с покойным, нетрудоспособность и нахождение на его иждивении;
  • свидетельства о рождении и временной регистрации, если получателем пенсии выступает ребенок до 14 лет.

Можно ли получить пенсионное удостоверение в МФЦ в 2019 году?

Получить пенсионное удостоверение в МФЦ граждане не смогут: реформа 2015 г. отменила их выдачу. Нововведение призвано, в первую очередь, сократить расходы ПФР на изготовление этих документов, которые из-за отсутствия фотографии владельца фактически нигде не использовались.

Уже имеющиеся на руках пенсионеров удостоверения продолжают действовать. Граждане, вышедшие на заслуженный отдых, могут запросить справку о назначенной пенсии. Она пригодится для получения скидок в магазинах, льготных проездных билетов и др. Справку можно заказать через МФЦ.

Полезные карты для пенсионера

После назначения выплат гражданину, желающему получать их через банк, необходимо получить пенсионную карту для зачисления денежных средств — специальную банковскую карту пенсионеров платежной системы «МИР». Для перечисления денег на нее владелец указывает это в заявлении о выборе способа доставки пенсии также через МФЦ или непосредственно в ПФР.

В некоторых регионах пенсионеры могут оформить социальную карту, содержащую информацию о держателе и подтверждающую право на льготы (бесплатный проезд, скидки на ЖКХ и др.). В Москве карту заказывают и получают только через офисы «Мои документы».

Результат оказания услуги

В результате оказания услуги заявитель получает извещение о назначении пенсии, ее размере или отказе в ней. Во втором случае ПФР должно мотивировать свое решение, а МФЦ, по требованию гражданина, предоставить его в виде бумажного документа, подписанного и заверенного печатью.

Отказать могут:

  • из-за недостатка стажа или ИПК. В 2019 году для оформления пенсии по возрасту гражданин должен «отработать» не менее 10 лет и накопить 16,2 балла;
  • недостижения возраста выхода на пенсию. Обратиться за начислением выплат можно за месяц до возникновения права на нее;
  • неверной информации, указанной в заявлении.

Отказ можно оспорить вышестоящему должностному лицу Фонда или в суде. Однако делать это придется лично или через Единый портал госуслуг. МФЦ не принимает документы на досудебное или судебное обжалование.

Получение бесплатной консультации юриста

Если Вы считаете, что получили неправомерный отказ в оказании услуги в МФЦ или же просто попали в ситуацию, требующую оказания юридической помощи, позвоните по указанным телефонам или обратитесь с вопросом в онлайн-консультанте, и мы постараемся Вам помочь. Позвоните и получите консультацию юриста БЕСПЛАТНО!

  • Для жителей Москвы и МО -
  • Санкт-Петербург и Лен. область -
  • Регионы РФ -
Внимание! При обращениях через форму или телефонный звонок рассматриваются только вопросы СТРОГО ЮРИДИЧЕСКОГО характера (отказ в услуге, сложные случаи, другие гражданско-правовые ситуации, даже НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫЕ С МФЦ). Специалисты не консультируют по режиму работы, месту нахождения, порядке электронной записи и готовности документов в МФЦ.
Реклама от партнеров сайта

Заявления, бланки, шаблоны и образцы документов для получения услуги

Скачать файлТип документаРазмер
Скачать этот файл (blank_zayavlenie_o_naznachenii_pens.doc)Заявление о назначении пенсиибланк92 Кб
Скачать этот файл (obrazec_zayavlenie_o_naznachenii_pens.doc)Заявление о назначении пенсииобразец заполнения78 Кб
Скачать этот файл (blank_zayav_o_dostavke.doc)Заявление о доставке пенсиибланк84 Кб
Скачать этот файл (obrazec_zayav_o_dostavke.doc)Заявление о доставке пенсииобразец заполнения86 Кб

© 2017-2019 · Доступно о многофункциональных центрах на mfc-gosuslugi.ru. Не является официальным сайтом МФЦ "Мои документы". Вся информация о многофункциональных центрах взята из открытых источников в сети Интернет с указанием официального сайта каждой организации на соответствующих им информационным страницам сайта mfc-gosuslugi.ru.