В Российской Федерации наиболее распространены четыре организационно-правовых формы МФЦ: корпоратизированные организации (унитарные предприятия, акционерные общества с преобладающим участием государства), казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Согласно п.5 ст. 2 ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. МФЦ создается в форме государственного или муниципального учреждения (в том числе автономного).  Гражданский кодекс РФ определяет отличия по объему прав, контроля и ответственности учреждений в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Таблица. Анализ объема прав, контроля и ответственности в зависимости от организационно-правовой формы МФЦ

Таблица сравнительных характеристик организационно-правовых форм МФЦ

Организационно-правовая форма МФЦ напрямую обуславливает эффективность его деятельности. С одной стороны, руководство должно иметь определенные полномочия принятия самостоятельных решений как при управлении имуществом, так и по вопросам осуществления своей деятельности, а с другой стороны, для обеспечения контроля уполномоченными органами и общественными организациями должны быть необходимые условия.

По действующему законодательству, государственные и муниципальные услуги являются бесплатными, создание МФЦ как унитарного (по существу коммерческого) предприятия нецелесообразно, так как получение прибыли не является основной целью деятельности организации.

Некоммерческие учреждения могут оказывать дополнительные услуги, в том числе платные, полученные средства используются для обеспечения деятельности самого учреждения. Такими услугами могут быть: юридическая помощь частными юристами, обеспечение доступа к сети Интернет, иные услуги, которые создают доступность, комфорт при выполнении основных функций. Таким образом, некоммерческие организации могут не только получать определенные денежные средства, но и распоряжаться ими.

В этих условиях особую важность приобретает контроль качества оказания основных услуг, проверка эффективности, законности расходования собственных денежных средств.

Руководство государственного казенного учреждения или муниципального казенного учреждения не обладает всей полнотой власти по распоряжению полученными денежными средствами, а также принятию управленческих решений. Это сказывается на оперативности управления, создает дополнительную нагрузку на вышестоящие органы. В этом случае существует жесткий контроль над деятельностью, но эффективность управления со стороны руководителей самого МФЦ будет снижена. Таким образом, создание ГКУ МФЦ или МКУ МФЦ не является оптимальным решением.

Государственное автономное учреждение (ГАУ), муниципальное автономное учреждение (МАУ) и их руководители обладают большими правами при принятии как управленческих решений, так и при распоряжении финансовыми средствами.  Существующие формы контроля, как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организации позволяют обеспечить прозрачность финансовых операций, своевременную реакцию на возможные нарушения.

Таким образом, создание МФЦ в такой организационно-правовой форме как автономное учреждение (АУ) является наиболее оптимальным решением.

© 2017-2024 · Неофициальный информационный интернет-портал mfc-gosuslugi.ru. Не является официальным сайтом МФЦ «Мои документы». Вся информация о многофункциональных центрах взята из открытых источников в сети Интернет с указанием официального сайта каждой организации на соответствующих им информационным страницам сайта mfc-gosuslugi.ru.