Для создания уюта в квартире, помимо косметического ремонта, иногда требуется проведение демонтажных и строительных работ. Однако такое переустройство возможно лишь после согласования с жилищной инспекцией. Разберемся, в каких случаях необходимо получать разрешение уполномоченных органов, какие документы понадобятся, чтобы узаконить перепланировку через МФЦ.

Правила работы МФЦ

Многофункциональный центр представляет собой госучреждение, работающее в заявительном режиме по принципу «одного окна». Заявитель однократно обращается с запросом, а когда необходимые документы будут сформированы – приходит в МФЦ за получением услуги. Учреждение функционирует по принципу экстерриториальности: рассматриваемая услуга оказывается в любом выбранном отделении.

Клиенты обслуживаются по принципу «живой» или электронной очереди на основании номеров, выдаваемых системой регистрации и записи. Также записаться на прием на конкретное время возможно:

  • через сайт Госуслуг;
  • по номеру «Горячей линии» МФЦ или регионального контакт-центра;
  • через официальный портал «Мои документы» (для этого понадобится регистрация на портале).

Услуги оказываются по следующему алгоритму:

  • Гражданин предоставляет заявление, документы на право собственности, другие бумаги.
  • Сотрудник МФЦ принимает пакет, выдает клиенту расписку в получении, затем вносит информацию в базу данных.
  • Бумаги отправляют в инстанцию, ответственную за решение вопроса.
  • Уполномоченный орган формирует решение по обращению и направляет его в МФЦ.
  • Многофункциональный центр информирует заявителя о получении решения.
  • Заявитель посещает МФЦ, получает на руки решение по запросу либо мотивированный отказ.

Что нужно знать о перепланировке?

Перепланировка – это изменение конфигурации помещения, требующее внесения корректировок в техпаспорт. Перепланировка подразумевает проведение демонтажных и строительных работ, в результате которых архитектурно-планировочное решение квартиры перестанет соответствовать фактически указанному в плане.

Основное отличие перепланировки жилого помещения от текущего и капитального ремонтов заключается в необходимости вносить изменения в технический паспорт объекта. В результате выполненных работ назначение помещения сохраняется, но его форма и размеры меняются.

К перепланировке принято относить:

  • снос межкомнатных стен;
  • объединение нескольких помещений в одно;
  • выделение подсобных помещений или их объединение с жилой комнатой;
  • демонтаж или перенос коммуникаций (систем водо- и теплоснабжения);
  • возведение стен, создающих добавочную нагрузку на несущие конструкции;
  • расширение или перенос санузла в пределах нежилого помещения;
  • замена газовых плит электрическими.

Порядок действий при перепланировке приведен в ст.25-29 Жилищного кодекса РФ. По его нормам, работы из приведенного выше перечня нужно согласовывать с городской администрацией.

Согласование не требуется на перечисленные ниже виды работ:

  • косметический ремонт;
  • установку встроенной мебели, антресолей, раздвижных перегородок;
  • замену дверей, окон без изменения размера и конфигурации проемов;
  • установку наружных кондиционеров;
  • перенос газовых плит без прокладки новых сетей;
  • прокладку нового инженерного оборудования без изменения его местоположения.

Запрет на перепланировку

По соображениям безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям категорически запрещено:

  • объединять санузел с комнатой;
  • сносить несущие стены;
  • размещать санузел или кухню над жилыми помещениями;
  • сносить перегородку между кухней с газовой плитой и комнатой;
  • подключать к общей системе водоснабжения теплые полы;
  • выносить батареи на балкон (лоджию);
  • перекрывать вентиляционные шахты;
  • демонтировать пожарные лестницы;
  • объединять помещения на разных этажах без укрепления конструкции.

При возникновении сомнений в том, возможна ли определенная перепланировка, следует обратиться за разъяснением в жилищную комиссию своего населенного пункта.

Куда обращаться, чтобы узаконить перепланировку

Существует три основных варианта получения услуги: обратиться в центр «Мои документ», лично в жилищную инспекцию, подать документы через портал Госуслуг. Доступность каждого из них зависит от региона обращения, мы же далее рассмотрим, как узаконить перепланировку квартиры в МФЦ.

Согласование перепланировки через многофункциональный центр

Для получения данной услуги требуется личный визит в МФЦ.

Необходимые документы

Собственники квартир предоставляют:

  1. Общегражданский паспорт.
  2. Правоустанавливающие документы на объект. Понадобятся копии (при предъявлении оригинала) либо нотариально заверенные копии.
  3. Техпаспорт.
  4. Заявление по форме, приведенной в постановлении Правительства РФ №266 от 28.04.2005 (бланк представлен на нашем сайте).
  5. Проект перепланировки.
  6. Согласие собственника на запланированные мероприятия, если бумаги подает третье лицо.

Граждане, владеющие жильем на условиях социального найма, предоставляют документы по пунктам 1-5 приведенного выше списка плюс согласие всех проживающих в квартире на проведение работ.

Перечень документов открытый. По желанию заявителя, возможно предоставление документов, подтверждающих необходимость работ, отсутствие негативных последствий после их проведения, соответствие проекта нормативным требованиям.

В домах, относящихся к памятникам архитектуры, культуры, истории, осуществляется не перепланировка, а приспособление объекта культурного наследия для современного использования (ст.44 закона №73-ФЗ). Оно возможно только с согласия надзорных органов.

Работы, проведенные без разрешения администрации населенного пункта либо с нарушениями проекта, считаются самовольными. Лицо, виновное в данном нарушении, несет ответственность, предусмотренную нормами ст.7.21 КоАП.

Кто может быть заявителем

Подавать документы для перепланировки (приспособления) могут собственники квартир, их арендаторы и наниматели. При необходимости от их имени вправе действовать доверенные лица либо законные представители.

Стоимость услуги

Рассмотрение заявления на перепланировку и вынесение решения осуществляется бесплатно. Госпошлина за оказание услуги не взимается.

Дополнительные расходы потребуются внесение изменение в ЕГРН и получение новой выписки - госпошлины, а также на оформление техпаспорта и выполнение проекта перепланировки. Точная сумма последних будет зависеть от расценок организаций-исполнителей работ, размеров помещения и сложности перепланировки.

Сроки вынесения решения

Быстрота получения разрешения зависит от региона, в котором находится объект.

Например, в Санкт-Петербурге решение о перепланировке выносится в течение 45 календарных дней с даты подачи заявления. В Москве – за 20 рабочих дней, если происходит перепланировка квартиры, 30 рабочих дней, если планируется переоборудование объектов культурного наследия.

Способ получения решения по запросу инициатор выбирает на этапе составления заявления. Обычно он аналогичен способу подачи документов: если пакет сдавался в МФЦ, то и ответ на обращение гражданин забирает там же.

Отличия в процедуре при обращении через Госуслуги или жилинспекцию

Можно подать комплект документов на перепланировку через портал Госуслуг. Для получения услуги следует:

  1. Пройти регистрацию на сайте.
  2. Заполнить электронное заявление.
  3. Приложить к нему скан-образы документов.
  4. Получить уведомление о принятии заявки в работу.

Дальнейшие действия осуществляются в зависимости от хода рассмотрения заявления. Органу, ответственный за принятие решения, нередко требуются дополнительные бумаги или письменные разъяснения по отдельным вопросам. Тогда заявителю направляют соответствующее уведомление. Поэтому владелец квартиры, затеявший перепланировку, должен контролировать процесс, регулярно посещая Личный кабинет на сайте Госуслуг.

Традиционный способ проведения перепланировки – непосредственное обращение в жилищную инспекцию – сегодня практически не используется. Граждане стали придирчивее относиться к качеству оказываемых услуг: они предпочитают общаться с компетентными специалистами, затратив минимум времени на решение вопросов. В этом плане взаимодействие с многофункциональным центром предпочтительнее общения с несколькими муниципальными организациями.

Положительные моменты обращения в МФЦ очевидны: можно обратиться за услугой в удобное для себя время, все документы сдаются «в одно окно», дата получения ответа известна заранее.

Результат оказания услуги

По истечении оговоренного законом срока заявителю выдается:

  1. Решение о согласовании перепланировки (приспособления).
  2. Или отказ в согласовании.

В первом случае организатор перепланировки вправе начинать работы по утвержденному плану. Во втором – владельцу помещения придется выяснять, на каком основании вынесено отрицательное решение по обращению.

Причины отказа

Уполномоченный орган вправе отказать заявителю в желании узаконить перепланировку квартиры. Согласно ст.27 Жилищного Кодекса РФ для этого есть три причины:

  1. Предоставлен неполный пакет документов. Помимо проекта перепланировки, собственник недвижимости обязан предоставить иные бумаги правоустанавливающего характера. Может также потребоваться экспертное заключение о том, что после проведения работ сохранится назначение помещения и не нарушится архитектурный облик здания.
  2. Проект переустройства не соответствует законодательным нормам.
  3. Пакет передан не в тот орган. Такая ситуация возможна в случае самостоятельной подачи документов (минуя МФЦ).

Как узаконить перепланировку после получения отказа?

Вначале нужно изучить текст документа и понять, на какой именно пункт ст.27 Жилищного кодекса ссылается уполномоченный орган.

Например, причина отказа – неполный пакет документов. Порядок действий по этому пункту подразумевает, что заявитель может передать недостающие бумаги в уполномоченный орган. Если не предоставить документы за 15 дней, в согласовании перепланировки откажут.

Если жилищная инспекция ссылается на несоответствие проекта нормам, ситуация осложняется. Следует иметь в виду, что нормы ст.27 ЖК РФ императивны, поэтому субъекты не вправе самостоятельно расширять перечень причин отказа в перепланировке.

Если речь идет о несоответствии проекта переустройства нормам закона, нужно выяснить, установлена ли региональная типовая форма переустройства. Затем – получить экспертное заключение о том, что проект соответствует этой форме.

Далее возможны два варианта развития событий. Если заявитель не согласен с решением уполномоченного органа и намерен провести перепланировку, он может повторно подать документы на согласование. Либо нужно обжаловать действия жилищной инспекции, обратившись с иском в суд.

Получение бесплатной консультации юриста

Если Вы считаете, что получили неправомерный отказ в оказании услуги в МФЦ или же просто попали в ситуацию, требующую оказания юридической помощи, заполните приведенную ниже форму или обратитесь с вопросом в онлайн-консультанте, и мы постараемся Вам помочь.

Внимание! При обращениях рассматриваются только вопросы СТРОГО ЮРИДИЧЕСКОГО характера (отказ в услуге, сложные случаи, другие гражданско-правовые ситуации, даже НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫЕ С МФЦ). Специалисты НЕ КОНСУЛЬТИРУЮТ по вопросам, связанным с порталом ГОСУСЛУГИ, а также по режиму работы, месту нахождения, порядке электронной записи и готовности документов в МФЦ.

Заявления, бланки, шаблоны и образцы документов для получения услуги

Скачать файлТип документаРазмер
Скачать этот файл (zayav-pereplanirovka.doc)Заявление о переустройстве и (или) перепланировки жилого помещениябланк85 Кб

© 2017-2024 · Неофициальный информационный интернет-портал mfc-gosuslugi.ru. Не является официальным сайтом МФЦ «Мои документы». Вся информация о многофункциональных центрах взята из открытых источников в сети Интернет с указанием официального сайта каждой организации на соответствующих им информационным страницам сайта mfc-gosuslugi.ru.